В драке с милицией на этот раз победила дружба народов
21 июня 2005 года

Вообще-то было две драки. Первая началась в летнем кафе в парке Петрова. И, как уверяют очевидцы, начали ее не турецкоподданные.

- Из-за чего все началось, я точно не знаю, я в воскресенье не работала, - рассказала вчера корреспонденту "ВК" барменша того самого кафе. - Но слышала, что из-за девушек. Турки ведь зарабатывают хорошо. Правда, сами они не пьют, зато девушек местных угощают щедро, вот те и липнут к ним. Естественно, нашим это не нравится! Ведь наши придут с сотней, купят баллон пива, да и то больше половины сами выпьют. А туркам сдачи с пятисоток и тысячных не напасешься, мельче купюр у них не бывает. Мы почти всю выручку на турках и их подружках делаем. Теперь, после этой драки, они, наверное, к нам больше ходить не будут. Жалко. Хоть закрывайся теперь!

Несмотря на то что Кировское РУВД находится в двух шагах от парка, в тот вечер блюстители порядка успели установить только личности потерпевших - турецких рабочих. Да и то лишь потому, что те обратились за медицинской помощью в травмопункт, и в сообщении "03", которое медики немедленно передали на пульт дежурной части райотдела, были указаны и ФИО, и место жительства потерпевших - общежитие фирмы "Одак-Казань", что на улице Энгельса. Туда-то и направилась милицейская "буханка" со следственно-оперативной группой - провести оперативно-розыскные мероприятия.

Тут-то и произошла вторая драка, в которой пострадал сотрудник милиции, пытавшийся усадить потерпевших в "уазик" и увезти в РУВД. Отбивать земляков выбежало не менее сотни турецких рабочих. Перевес в силе был явно на их стороне, еще столько же рабочих оставалось в резерве (в общежитии проживает около полутора тысяч граждан Турции). Так что милиционерам пришлось вызвать батальон оперативного реагирования. Иностранные мужики-то не знали, что у наших милиционеров такая традиция - грузить и правых, и виноватых. А тут еще языковой барьер помешал: турки по-русски "нихт ферштейн", да и наши милиционеры не полиглоты - владеют лишь русским письменным и устным, причем последним, как правило, более виртуозно.

- Я милиционеру говорю: отпусти турка, ты же его запомнил, никуда он от тебя не денется! - описал корреспонденту "ВК" подробности воскресных событий их очевидец, пожелавший остаться неизвестным. - А он мне: они все на одно лицо. Как, мол, я его потом узнаю? Молодой парнишка, глупый еще. Видно, недавно в милиции. Но раза три по голове получил от турок - сразу поумнел - отпустил. Потом, правда, тоже пошел в травмопункт - за справкой. Обидно ему, он же при исполнении. А ведь я ему сразу посоветовал засунуть эту справку... подальше. У турок есть начальник, и у него есть, вот пусть они и решают, что делать. Тут ведь международным скандалом пахнет!

Все попытки корреспондента "ВК" узнать, что решило руководство "Одак-Казани", ни к чему не привели. Замначальника фирмы, Хакыбей, передал через переводчицу, что никаких комментариев для прессы не будет. А вот россияне, работающие в "Одак-Казани", оказались разговорчивее. Правда, они тоже не захотели назвать свои имена, зато выдвинули еще одну версию конфликта местных с турецкими строителями:

- Не по-людски они себя ведут. Стоит отлучиться на перекур или куда-нибудь еще ненадолго - тут же начальству стучат. А мы, между прочим, всю грязную работу делаем. Например, таскать трубы на третий этаж оперного театра турки не соглашаются - мы, говорят, квалифицированные рабочие. А мы получаем, самое большее, по 7 тысяч рублей, а они - полторы тысячи долларов!

- Может, если бы вы работали лучше, тогда и платили бы больше? А если нет, то увольнялись бы и шли туда, где хорошо платят, - попыталась я возродить в памяти отечественных рабочих, обиженных на иностранных братьев по серпу и молоту, давно забытый лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Но мои собеседники вдруг так на меня глянули. Как будто прямо здесь, на улице, носящей имя одного из основоположников марксизма-ленинизма, увидели призрак коммунизма:

- Да куда нам идти-то? У нас везде: хочешь, сей, а хочешь, куй - все равно получишь... зарплату!

Но все же мои собеседники признали, что бить иностранных рабочих за то, что те лучше живут, чем российские, - это не дело. К тому же им немного жалко тех избитых турецких мужиков: они же, хоть и побогаче, но такие же бесправные пролетарии. И теперь, если милиционеры их не посадят за оказание сопротивления представителям власти, то руководство фирмы наверняка посадит их в самолет на Стамбул. А на родине они таких денег не заработают.

Но, как выяснилось, за сопротивление властям турецких рабочих никто привлекать не собирается: в сводках МВД РТ вообще этой драки нет!

- Да кто вам сказал, что была драка? - удивился начальник Кировского РУВД Салават Акбердин. - В воскресенье вечером в дежурную часть поступило сообщение "03", что якобы турецкие рабочие получили травмы. Мы пригласили переводчика, опросили потерпевших, и те объяснили, что телесные повреждения они получили в результате падения и что никаких претензий они не имеют.

- А говорят, милиционер пострадал. Он тоже претензий ни к кому не имеет?

- У вас непроверенные сведения.

Вот это я понимаю, народная дипломатия! Прямо как у Акунина в "Турецком гамбите": ради крупной фигуры пешек не жалко.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"